"Городок провинциальный в Ярославской области. Оказывается, это лучшая площадка для съемок фильма о сложностях переходного возраста. Простота пейзажей и характеров, позволяет автору незатейливо донести свои идеи до зрителя, не отвлекаясь на излишние подробности. Людей в кадре немного, да и те видны только издали — в основном на дальних или на общих планах. Мир загадочной русской глубинки мы познаем через жизнь и злоключения нелепого молодого человека Лёни."
"Прозрачная, неспешная, деликатная проза высшей пробы: ни одного лишнего акцента, ни одной провисшей монтажной фразы, формальное совершенство без единого формального изыска. Самый достоверный за долгие годы экранный образ русской провинции как она есть, без умиления перед разудалым фольклором и ужаса перед нутряной архаикой. За любовную линию отдельное спасибо. За фразу «мы — дятлы дороги» — глубокая личная признательность. А образ горбуна с пестиком и вовсе достоин со временем быть названным «классическим». Жаль, что это слово больше не имеет смысла."
Из множеста отзывов и мнений о фильме, одно зацепило, так как выбивалось из общей конвы "похвал и рукоплесканий"
"Произведение лишь временами занятно, а временами невнятно, и самое главное — что прискорбно — слишком понятно. По сути, перед нами некий агитфильм родом откуда-то из 70-х про то, как неприкаянный провинциальный парень долго не мог найти себя в жизни, а потом нашел — и в финале он, счастливый, плывет уже не «свободно», а очень даже в заданном направлении на катере рядом со своими товарищами, он обрел свое счастье в труде. Ни дать ни взять римейк лент «На край света» (1974), «Незнакомый наследник» (1976), «Какая у вас улыбка?» (1975) или «По собственному желанию» (1973) — типичных образцов серого соцреализма. Конечно, «Свободное плавание» — отнюдь не соцреализм, но до подлинного реализма он никак не дотягивает — нет ни характеров, ни отношений, ни серьезных конфликтов. Не дотягивает он тем паче и до экзистенциального состояния, поскольку у героя взаимоотношения со средой вообще никак не выражены, внутренней драмой тут и не пахнет. Есть вполне милый киноочерк, легкое непритязательное эссе, благодаря своей излишней непритязательности и простоте легко заполняемое однозначными соцреалистическими смыслами — они всегда там, где пустота. Что остается делать? Пожать автору руку, поощрить за перспективность и сказать на прощание, что этого пока маловато будет, что надо не только фон изящный создавать, но и кое-что на этом фоне показывать. Но — нет, результат прямо обратный! — ему дают один из главных призов «Кинотавра» и кричат на каждом углу, что он — великий талант. Давайте, давайте, привет «Гарпастуму», Шарунасу Бартасу и иже с ними, парящим в пустом облаке тоски по фестивальным просторам."
Поспорим?? Соцреализм? Пустое кино?Да? Стоит такое смотреть? А сами что скажете? Хочу разобраться!
З.Ы,
Для человека не сильно просвященного в кинематографии фильм производит незабываемое впечатление и заподает в душу.